Опера «Паяцы»: Рецензия

Специально для тех, у кого не получилось посетить оперу «Паяцы», Елизавета Митрофанова написала рецензию, позволяющую будто бы посмотреть спектакль воочию. 

В минувшую субботу  астраханской публике была представлена новая постановка — опера «Паяцы» Р. Леонкавалло . Это был первый день премьеры. За дирижерский пульт встал художественный руководитель театра — В. Воронин. Те, кто не сумел попасть на премьеру в субботу, имели шанс увидеть это зрелище в воскресенье (но уже с измененным составом). Опера «Паяцы» — лучшее произведение музыкального наследия итальянского композитора Руджеро Леонкавалло. Композитор, еще и  являясь автором либретто, добился  невероятной точности и глубины воплощения чувств и страстей в музыке и персонажах. Первая постановка состоялась в Милане, в театре «Даль-Верме», 21 мая 1892 года. «Паяцы» получили всеобщее признание и  прочно утвердились в репертуаре оперных театров всего мира.

На сцене Астраханского театра оперы и балета «Паяцы» представлены постановкой Константина Балакина в новом сценическом воплощении. Впервые у астраханцев появилась прекрасная возможность познакомиться с современной трактовкой классического шедевра. При опущенном занавесе Тонио (Пролог) возникает  перед публикой, объявляя, что автор решил воскресить обычай комедии масок. Но теперь его вдохновляет настоящая жизнь, и нужно обратить внимание не на внешность персонажей, а на их душу, ведь это просто люди, такие же, как мы с вами.

И вот,  актеры бродячей труппы становятся суперзвездами, сцена — съемочной площадкой. Необычность гармонирует в спектакле с реальностью, красивой запретной страстью и безграничным гневом обманутого супруга. Действующие лица оперы: Недда, она же Коломбина (сопрано Е. Разгуляева), Канио, он же Паяц (тенор А. Михайлов), Тонио, он же Таддео (баритон, специально приглашенный из Москвы солист Большого театра С. Москальков), Беппо, он же Арлекин (тенор А. Малышко), Сильвио (баритон Р. Сигбатуллин), крестьяне и крестьянки (в данной постановке это, судя по костюмам, скорее, просто зрители обычного театра). Некоторые персонажи словно зашли в театр с улицы и вдруг оказались на сцене. В оригинале действие происходит между 1865 и 1870 годами, но в нашей премьере действие вне времени и в то же время с однозначными аллюзиями на современность во многих деталях. Режиссер явно стремился показать, что эта история могла произойти буквально в любое время рядом с нами в жизни.

А история яркая — любящий престарелый супруг испытывает страх потерять свою молодую жену. А молодая женщина, всерьез полюбив другого, уже не может жить со стариком-мужем из одной только благодарности. Но в этом треугольнике есть четвертый – шут и урод Тонио, безумно влюбленный в молодую Недду. Именно его горячее чувство, насмешливо и жестко отвергнутое Неддой, становится катализатором трагедии — он доносит мужу о любовниках, умело разжигая огонь смертоносной ревности,  а в данной постановке еще и в буквальном смысле заводит маховики смерти, перемалывающие героиню и ее возлюбленного. Жизнь бродячих артистов, по иронии судьбы, перекликается с комедией, которую они играют на сцене и к концу спектакля внезапно заканчивается кровавой драмой.

Итак, на сцене Астраханского театра оперы и балета оживает мир клоунов, бродячих комедиантов, нелепых на сцене и любящих и страстных, злых, жестоких, но таких похожих на людей реальной жизни.

Интересно было послушать о впечатлениях зрителей после спектакля. Вот некоторые отзывы.

Марина Евгеньевна, учитель средней школы:
«На спектакль решили вырваться с мужем неспонтанно, хотели себя порадовать. Мы часто ходим в Театр Оперы и Балета, поэтому о премьере знали заранее, планировали этот культпоход. Сегодня было настоящее ощущение праздника на сцене».

Анна, студентка:
«Я не первый раз иду на оперу. Вообще, не люблю музыку без пения. Было интересно, как это будет. Спектакль понравился, только я неудачно сидела и не смогла увидеть самый финал, который разворачивался глубоко в правой части сцены».

Виктория, предприниматель:
«Надеюсь, буду уделять теперь больше внимания своему музыкальному воспитанию. Сегодня поняла, что почти ничего не знаю о классической музыке, а опера очень понравилась. Я видела информацию по ТВ и решила, что обязательно схожу на эту премьеру».

Регина, учащаяся музыкальной школы:
«Мне очень понравилась музыка, спектакль оказался очень интересным. Я часто прихожу в театр и люблю смотреть что-нибудь новое».

Надежда Михайловна, пенсионерка:
«Люблю классическую музыку, русские оперы. Много спектаклей видела, всегда интересно слушать и сравнивать. Не все поняла в сегодняшней постановке, но музыка шикарная. Я бы еще раз сходила с подругой».

Елизавета Митрофанова для WStyle